Затем она обняла меня, и я очень испугался, потому что почувствовал, что не люблю ее. Я слышал, что человек должен очень сильно любить свою мать, и мне казалось абсолютным злом то, что я не любил ее. Когда мои родители переехали в Аракатаку, я помню, как ходил к ним домой, только когда болел. Я оставался у них на ночь, и мне давали слабительное из смоляного масла. Это не самое приятное воспоминание.
Вам было больно, когда умер ваш дедушка?
Нет. Я практически не осознал этого. Будучи восьмилетним ребенком, я не имел ни малейшего представления о том, что такое смерть, а имея католическое воспитание, я, вероятно, думал, что он попал в рай, и был очень доволен этим.
Мы спрашиваем о его смерти, потому что вы часто говорите интервьюерам, что с вами не происходило ничего интересного с тех пор, как вам исполнилось восемь лет.
Я имею в виду, что после того, как я переехал жить в другое место со своими родителями, меня не покидает ощущение, что всё мое письмо посвящено тому времени, проведенному с дедушкой и бабушкой.
Ваше настоящее менее интересно, чем ваше детство?
В нём меньше таинственного. У меня нет бабушки, которая рассказывала бы мне сказочные истории.
Должно быть, Аракатака вашего детства была действительно сказочным местом.
Я думаю, это был городок ужасного бума. Там расположился банановый центр United Fruit Company — место, куда люди приходили, чтобы как можно скорее обогатиться. Но такие места, внезапно превращенные в перекресток мира, неизбежно наполняются фантастическими элементами.
Странно, что вы называете Аракатаку городком ужасного бума, тогда как Макондо, мифическое место, которое вы создали на основе Аракатаки, считается одним из самых очаровательных литературных городков.
Ну, так происходит потому, что Макондо — это город, построенный с ностальгией. Преимущество ностальгии заключается в том, что она забывает всё плохое и оставляет в памяти только хорошее.
Как вам в голову пришла идея создать Макондо из воспоминаний об Аракатаке?
Что ж. «Сто лет одиночества» по-настоящему начались в тот момент, когда я был еще очень молодым человеком, может быть, лет двадцати от роду. Я пытался написать роман о семье Буэндиа под названием «La Casa: дом». Вся драма должна была разыграться в доме — ничего снаружи. Написав несколько глав, я почувствовал, что еще не готов написать такую большую книгу. Я решил начать что-то легкое и постепенно научиться писать. В основном я писал короткие рассказы. Примерно в то же время, когда мне было около 21 года, мать попросила меня съездить с ней в Аракатаку — и эта поездка оказала решающее влияние на мою карьеру писателя. Видите ли, в тот момент я жил в Барранкилье, карибском городе недалеко от Аракатаки. Мои бабушка и дедушка умерли, и моя мать хотела продать их дом.
Сначала я был очень рад идее вернуться в Аракатаку. Но когда мы добрались туда, я был ошеломлен. Город совсем не изменился. У меня было ощущение, что я покинул не пространство, а определенное время, и моя дистанция с городом измеряется этим временем, а не расстоянием. Так я гулял по улицам с матерью и понимал, что она переживает нечто подобное. Мы пошли в аптеку, которая принадлежала близким друзьям семьи. За прилавком сидела дама, работавшая на швейной машинке. Моя мать спросила: «Как поживаешь, подруга?» Когда женщина наконец узнала ее, она встала, и они обнялись, плакали и абсолютно ничего не говорили больше получаса. У меня было ощущение, что весь город вымер, даже те, кто в действительности был жив. Я вспомнил всех такими, какими они были раньше, и этих людей уже не существовало в настоящем моменте, а значит, они были мертвы. Я осознал, что все короткие рассказы, которые я написал к этому моменту, были просто продуктами моего ума, не имеющими ничего общего с реальностью. Когда я вернулся в Барранкилью, я сразу же сел и написал свой первый роман, действие которого происходит в Макондо. Так совпало, что в ту поездку мы с матерью проезжали мимо банановой плантации, которую я часто видел в детстве, и вот на этом месте была вывеска: теперь плантация называлась «Макондо».
Когда «Сто лет одиночества» наконец начали складываться в вашем сознании?
Поездка, которую я описал, состоялась примерно в 1950 году. После той первой попытки я предпринял вторую попытку написания романа в Мексике в 1963 году. К тому времени у меня было более четкое представление о структуре, но не о тоне. Я еще не знал, как рассказать эту историю так, чтобы в нее поверили, поэтому я снова взялся за написание коротких рассказов. Но однажды, кажется, в 1965 году я ехал в Акапулько на машине. И внезапно — я не знаю почему — на меня снизошло озарение относительно того, как написать эту книгу. Всё, у меня появился тон!
Это предстало перед вами как видение?
Вроде того. Это было так, как если бы я прочитал всё, что должно было быть в нём. Итак, я вернулся в Мехико и следующие восемнадцать месяцев сидел и писал с девяти утра до трех пополудни. У меня была семья, жена и двое маленьких сыновей, и я поддерживал их, занимаясь связями с общественностью и составляя сценарии фильмов. Всё это должно было прекратиться, чтобы я мог написать свою книгу. Но у нас не было дохода, поэтому я заложил нашу машину и отдал деньги Мерседес. C этого момента Мерседес пришлось стать женщиной времен гражданских войн в Колумбии: она должна была вести домашнее хозяйство и поддерживать жизнь, пока я участвовал в военном конфликте.
Она совершала всевозможные удивительные подвиги. Каждый день она следила за тем, чтобы у меня были сигареты, бумага, всё необходимое для письма. Она занимала деньги. Она брала в долг продукты в лавках. Когда книга была закончена, оказалось, что мы задолжали мяснику около пяти тысяч песо — и это была огромная сумма. По всей округе разнесся слух, что я пишу очень важную книгу, и лавочники захотели поддержать меня в этом. В какой-то момент я понял, что Мерседес больше не может тянуть всё в одиночку. Тогда я забросил работу над романом и написал сценарий для радио. Но как только я начал заниматься этим, у меня началась невыносимая мигрень. Ничто не могло ее вылечить, хотя врачи выписывали мне всё возможное.
В конце концов, когда я вернулся к написанию романа, боль утихла. Потребовалось восемнадцать месяцев, чтобы закончить работу над книгой, но даже когда это произошло, у нас по-прежнему оставалось множество проблем. Как-то раз, ближе к концу всего этого, машинистка, у которой была единственная копия многих глав книги, попала под автобус, и половина книги разлетелась по всей улице. К счастью, автобус не сбил ее насмерть, и она смогла встать и собрать рукопись. Наконец, когда она была закончена, нам понадобилось 160 песо, чтобы отправить ее издателю в Буэнос-Айрес. У Мерседес оставалось всего 80 песо. Поэтому я разделил рукопись пополам, отправил половину по почте, а затем заложил миксер и фен Мерседес, чтобы заплатить за вторую половину. Когда Мерседес узнала, что наши последние пожитки покрыли почтовые расходы, она сказала: «Ну, теперь всё, что нам нужно, чтобы этот роман оказался плохим!»
Как вам в голову пришло название книги?
Оно пришло ко мне в тот момент, когда я стал писать последнюю страницу. До тех пор я и понятия не имел, как назвать эту книгу. Я уже давно отказался от названия «La Casa». Когда я принимал решение, я произвел кое-какие подсчеты и обнаружил, что прошло более ста лет одиночества, но было бы неправильно называть книгу «Сто сорок три года одиночества». Я округлил число, и это оказалось правильным решением. Книга была принята в издательство и опубликована в 1967 году, а затем, когда ее перевели на английский язык и опубликовали в Соединенных Штатах в 1970 году, она получила международную известность.
Ждать ли нам экранизацию «Ста лет одиночества», о которой ходят слухи?
Никогда. Продюсеры продолжают предлагать мне огромные суммы за права, но я отказываюсь. Последнее предложение, по-моему, составляло 2 млн долларов. Я против того, чтобы это было превращено в фильм, потому что хочу, чтобы читатели продолжали представлять персонажей такими, какими они могут вообразить их сами себе. В кинематографе это невозможно. Здесь образ настолько определен, что у зрителя больше нет возможности представить персонажа так, как ему захочется. Он представляет только то, что навязано через экран.
Когда я изучал то, как снимаются фильмы, я понял, что здесь существует множество ограничений по форме, которых нет в литературе. Я убедился, что работа писателя-романиста — одна из самых свободных работ среди существующих. Ведь ты сам себе хозяин. Полностью.
Как Бог?
Ну, что-то вроде того. Проблема только в том, что, в отличие от Бога, ты не можешь так легко избавляться от своих персонажей. Убить персонажа можно только тогда, когда он действительно больше не нужен. Именно это произошло с Урсулой Буэндиа. Если прикинуть, то ей, должно быть, лет двести. Пока я писал «Сто лет одиночества», я часто осознавал, что она живет уже слишком долго, и пытался заставить ее умереть. Однако она всё продолжалась и продолжалась. Я вечно нуждался в ней для чего-то. Ее нужно было держать до тех пор, пока она не умрет естественным образом.
Существует также слух о том, что вы сожгли около тысячи страниц «Ста лет одиночества». Правда ли это?
Ложь. Но любопытно, что во всех этих легендах есть доля правды. После того, как я закончил «Сто лет одиночества», я выбросил все свои заметки и документацию, чтобы от них не осталось никаких следов. Таким образом, критикам приходится оценивать книгу по существу, и они не будут заглядывать в первоначальные бумаги. Всякий раз, когда я пишу книгу, у меня накапливается много документации. Этот справочный материал является наиболее интимной частью моей личной жизни. Немного унизительно, когда тебя видят в нижнем белье.
Или пытаются узнать тайны вашей магии?
Конечно. Это как фокусники никогда не говорят другим, как они делают голубя из шляпы.
Ближе к концу «Ста лет одиночества» вы написали: «Литература — самая лучшая забава, придуманная, чтобы издеваться над людьми». Вы действительно так считаете?
На самом деле, так сказал мой друг, и я решил добавить это в книгу.
А как считаете вы?
Я думаю, это забавно, когда ты начинаешь контролировать свою книгу. Нет ничего прекраснее, чем писать, когда книга действительно у тебя в руках. Это то, что я называю вдохновением. Когда человек пишет, существует определенное состояние сознания, которое называется вдохновением. Но это состояние не божественный шепот, как думали романтики. В действительности это идеальное соответствие между вами и тем предметом, над которым вы ведете работу. Когда это происходит, всё начинает идти само по себе. Это величайшая радость, которую только можно испытать, лучший момент. Я никогда не чувствую себя лучше, и мой дом никогда не бывает лучше, и мои отношения со всеми никогда не бывают лучше, чем тогда, когда книга выходит хорошо.
Последняя глава романа была наполнена шутками и лирическими отступлениями. Вы описали Мерседес в качестве персонажа и также включили туда множество своих друзей. Почему так?
Потому что мне было весело. Моя полуторагодовалая осада подходила к концу, и на тот момент работа над книгой продвигалась успешно; у меня было чувство, что никто не сможет ее остановить, что я могу делать с ней всё, что захочу, что книга у меня в кармане. В этом состоянии я был так счастлив, особенно после мучений первого времени, что начал отпускать эти личные шутки. В этом разделе гораздо больше шуток, чем кажется случайному читателю. Друзья видят их и умирают со смеху, потому что знают, к чему относится каждая из них. Это была книга, которую нужно было закончить с большой радостью, — потому что, с другой стороны, это очень грустная книга. Как жизнь, не так ли?
Да, это очень грустная книга. Кажется, она говорит нам о том, что прогресс в Латинской Америке невозможен; унылость латиноамериканской политической жизни означает, что социальные перемены никогда не произойдут: всё неизбежно повторится. Это общепринятая политическая интерпретация.
Я знаю. Я слышу множество такой критики. Однажды у меня была проблема с профессорами литературы на Кубе, которые говорили: «„Сто лет одиночества“ — это необыкновенная книга, но у нее есть недостаток: она не дает никакого решения». Для меня это догма. В моих книгах описываются ситуации. Они не обязаны предлагать решения. Но с помощью «Ста лет одиночества» я действительно хотел донести идею о том, что латиноамериканская история была настолько гнетущей, что ее нужно было изменить — любым способом, любой ценой! Впрочем, книга не говорит о том, что прогресс невозможен. В ней говорится, что латиноамериканское общество настолько полно разочарований и несправедливости, что это привело бы в уныние любого. Это действительно указывает на общество, которое должно измениться.
Мы много говорим о романе «Сто лет одиночества». Раздражает ли вас, когда читатели ведут себя так, будто это единственная книга, которую вы написали?
Я часто читал рецензии, в которых говорилось, что «Сто лет одиночества» — это последний латиноамериканский роман. Это просто смешно! Если бы это была последняя книга, я бы не стал продолжать писать. Честно говоря, я думаю, что «Осень патриарха» гораздо важнее как литературное произведение. Еще большее значение она имеет как экспериментальная книга. Я не мог завершить ее, пока не получил финансовую безопасность, обеспеченную мне романом «Сто лет одиночества», потому что на ее написание требовалось много времени и денег.