Женщины в ваших книгах очень сильные. Они — те, кто поддерживает жизнь своими делами.
Так происходит и в моем доме. Мерседес заботится обо всём. И мой литературный агент тоже женщина. Женщины полностью поддерживают меня. Для меня это почти суеверие. Когда я вижу, что женщина вовлечена в какое-то дело, то знаю, что всё получится хорошо. Для меня совершенно очевидно, что женщины держат этот мир.
Весь мир, не часть его?
Женщины сосредоточены на повседневной реальности, в то время как мужчины совершают всевозможные безумные поступки. Я считаю большим достоинством женщин то, что у них нет исторического чутья. Они заинтересованы в реальности сегодняшнего дня, в безопасности сегодняшнего дня.
Вы хотите сказать, что они не пойдут и не устроят 32 гражданские войны, как Аурелиано Буэндиа.
Нет, они остаются дома, управляются по хозяйству, пекут сладости в виде зверюшек, чтобы мужчины могли пойти и устроить эти войны. Еще одним достоинством женщин является то, что они гораздо более лояльны, чем мужчины. Единственное, чего женщины не прощают, — это предательства. Если с самого начала кто-то устанавливает правила игры, какими бы они ни были, женщины обычно принимают их. Но чего они терпеть не могут, так это если правила нарушаются где-то на этом пути. Если это произойдет, они могут быть абсолютно немилосердными. С другой стороны, главная мужская добродетель — это нежность.
Нежность?
Верно. Нежность присуща не женщинам, а мужчинам. Женщины знают, что жизнь очень трудна.
Если у женщин, как вы говорите, нет исторического чутья, то что вы скажете о таких женщинах, как Эва Перон, Индира Ганди и Голда Меир? Не говоря уже о Жанне д’Арк?
Ну, я говорю в общих чертах. Вы приводите в пример великие и прекрасные исключения.
Вы рады, что ваши сыновья растут в мире, где мужчины и женщины больше ладят друг с другом?
Ах, это замечательно. Я умираю от зависти. Порой, когда я рассказываю своим сыновьям о том, каково было мне, когда я был маленьким, они с трудом мне верят. К примеру, они читают «Хронику объявленной смерти», историю о чудовищном преступлении, в результате которого два брата совершают убийство. Девушка выходит замуж, и в первую брачную ночь муж возвращает ее родителям, потому что она не девственница. Затем ее братья убивают мужчину, который, по их мнению, лишил ее девственности. Так вот, в мое время это была совершенно обычная драма в Латинской Америке. Но когда мои сыновья читают это, им кажется, что это научная фантастика.
Как вы познакомились с Мерседес?
Эта история целиком рассказана в «Хронике объявленной смерти». Когда мы были молоды, то жили в одном городе, Сукре. Мы обручились в 1952 году, когда я работал в боготской газете El Espectador. Еще до свадьбы газета предоставила мне возможность поехать в Европу в качестве иностранного корреспондента. Так что мне пришлось выбирать между делом, которым я всегда хотел заниматься, и свадьбой. Когда я обсудил это с Мерседес, она сказала: «Тебе лучше поехать в Европу, потому что, если ты этого не сделаешь, ты будешь винить меня всю оставшуюся жизнь». И я уехал. Первоначальный план состоял в том, что я останусь там всего на месяц. Однако я пробыл в Европе совсем недолго, когда диктатор Рохас Пинилья закрыл El Espectador и оставил меня в Париже без гроша. Поэтому я обналичил часть обратного билета на самолет и использовал эти деньги, чтобы продолжить жить в Европе. Я остался там на три года.
Как Мерседес отреагировала на это?
Это одна из загадок ее личности, которую я не смогу понять даже сейчас. Она была абсолютно уверена, что я вернусь. Все говорили ей, что она сумасшедшая, что я найду себе кого-нибудь в Европе. В Париже я действительно вел совершенно свободную жизнь. Но я знал, что, когда всё закончится, я вернусь к ней. И это было не вопросом чести, а скорее естественным ходом судьбы, как нечто уже произошедшее. Из Парижа я писал Мерседес каждую неделю. Всякий раз, когда случалось что-то, чем она была недовольна после того, как мы поженились, она говорила: «Ты не можешь так поступить, потому что в своем парижском письме ты сказал, что никогда не сделал бы ничего подобного». Наконец я сказал ей: «Я хочу выкупить обратно все твои письма». [Мерседес спокойно слушала эту часть разговора] Сколько я за них заплатил, Мерсе?
МЕРСЕДЕС БАРЧА: Сто боливаров.
ГАРСИА МАРКЕС: Это было дешево.
МЕРСЕДЕС БАРЧА: Так и было.
Что Мерседес сделала с деньгами?
Без понятия. [Мерседес улыбается] Что сделал я, так это сжег письма. И сейчас я действительно рад, что сделал это, потому что если бы эти письма всё еще существовали, кто-нибудь охотился бы за ними для публикации.
Человек, которому оказывают так много литературных почестей, должен делать громкие заявления чаще, чем другие, и вы справляетесь с этим. Но есть ли что-нибудь еще, что бы вы хотели рассказать о тихом и скрытном человеке, стоящем за всеми этими заявлениями?
Нет. Я думаю, мы ничего не упустили. Конечно, в каждом человеческом существе есть темные пятна, к которым никто никогда не притрагивается. Но я не думаю, что читатели интервью хотят заходить в эти дебри. Они предпочтут видеть человека таким, каким захотят.
Тогда кто же вы?
Я? Я самый застенчивый человек на планете. А еще самый добрый. По этому поводу я не принимаю никаких возражений и контраргументов.
Ну, поскольку вы самый добрый и застенчивый человек на планете, в чём, по-вашему, заключается ваша самая большая слабость?
Ах, вы задали вопрос, который мне никогда раньше не задавали! Моя самая большая слабость? Мм Это мое сердце. В эмоционально-сентиментальном смысле. Если бы я был женщиной, я бы всегда говорил «да». Мне очень нужно, чтобы меня любили. Моя главная проблема заключается в том, что я хочу получать еще больше любви, и именно поэтому я пишу.
Это большая удача, что ваша писательская деятельность принесла вам столько любви. Даже те люди, которые ненавидят вас за политику, любят ваши книги.
Да. Но я ненасытен. Мне всё еще нужно больше любви.
В ваших устах это звучит так, словно вы нимфоманка.
Ну, да, но скорее сердечная нимфоманка. И вот сейчас я хочу, чтобы вы передали читателям в Соединенных Штатах это впечатление обо мне абсолютно искренне. Я очень боюсь, что в Соединенных Штатах может найтись кто-то, кто не любит меня, и я хочу, чтобы этот человек полюбил меня из-за этого интервью.
Хорошо. Но мы уделим столько же времени последнему важному вопросу. Как вы думаете, в чём заключался смысл вашей жизни всё это время?
Возможно, я смогу ответить вам, рассказав, кем бы я хотел быть, если бы не стал писателем. Я бы хотел быть пианистом в баре. Так я мог бы внести свой вклад в то, чтобы влюбленные испытывали еще большую любовь друг к другу. Если я могу добиться большего как писатель и люди любят друг друга сильнее из-за моих книг, то я думаю, что в этом и заключается смысл, который я бы хотел вложить в свою жизнь.